Павел Косов, генеральный директор АО «Росагролизинг», рассказал о том, как льготные программы и новые механизмы лизинга помогают аграриям обновлять технику, какие инициативы уже показали эффект и почему российская техника становится всё более востребованной.
В этом году у многих предприятий снижение продаж и как следствие прибыли. Как обстоят дела на Вашем предприятии?
Ситуация в сельхозмашиностроении сложная, и наша компания не стала исключением. Согласно данным министерства промышленности и энергетики Алтайского края, в регионе уже третий год подряд снижаются объёмы производства сельскохозяйственной техники.
Основная причина — сложное финансовое состояние аграриев. Из-за падения цен на зерно и высокой стоимости кредитов они стали значительно меньше закупать технику и оборудование.
Тем не менее, наше предприятие продолжает работать с такой нагрузкой, которая позволяет сохранить коллектив и технологический задел для будущего развития.
Как Вы оцениваете текущий спрос на Вашу продукцию в 2025 году по сравнению с прошлым?
Мы — одно из предприятий отрасли сельхозмашиностроения, и наша ситуация полностью соответствует общим отраслевым тенденциям.
Мы видим резкое падение рынка и продаж российской сельхозтехники за первые два месяца 2025 года — по всем статистическим данным более чем на 30% по сравнению с началом прошлого года. При этом прошлый год и так был худшим за последние десять лет как для всей отрасли, так и для нашей компании. Это действительно серьёзный кризис.
Первая причина — высокая ключевая ставка, из-за которой деньги уходят из реального сектора экономики. Да, она снижается, но ее уровень остается высоким.
Вторая причина — сокращение государственной поддержки, что также связано с высокой ключевой ставкой.
Третья причина — экспортная пошлина на зерно, которая снижает цены на внутреннем рынке. В результате падает рентабельность сельского хозяйства.
Четвертая причина - отсутствие госзакупок сельхозпродукции.
С какими вызовами Вы сталкиваетесь сейчас на рынке?
Проблемы носят системный характер.
Во-первых, высокая стоимость производства в России снижает нашу конкурентоспособность.
Во-вторых, кредиты являются дорогими и труднодоступными. Высокие процентные ставки съедают прибыль и не дают предприятиям активно вкладываться в развитие и модернизацию.
В-третьих, ощущается острая нехватка кадров. Нам нужны не просто токари и сварщики, а специалисты, умеющие работать на современном цифровом оборудовании, программисты ЧПУ, сервисные инженеры.
И, наконец, мы сталкиваемся с высокой конкуренцией со стороны иностранных производителей, которые активно работают на нашем рынке.
Есть ли помощь от региональных властей?
Мы взаимодействуем с властями, и на региональном уровне есть понимание важности машиностроения для экономики. В частности, в Алтайском крае действуют программы: государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Алтайского края. Компенсация части затрат на участие завода в выставках. Работает Фонд ФРП с льготными займами на приобретение оборудования.
Подобные программы есть и у наших коллег в других регионах.
Однако эти меры носят точечный характер. Нам нужна не разовая помощь, а комплексная, долгосрочная промышленная политика, согласованная на всех уровнях власти. Особенно это касается техперевооружения предприятия.
Очень многие говорят, что мешает продажам импорт. Ваш взгляд на данную ситуацию?
Зарубежные и отечественные производители находятся в неравных условиях конкуренции. Иностранные компании в большинстве случаев получают системную и масштабную поддержку от своих государств. Благодаря этому они могут долгое время продавать свою продукцию по ценам, которые находятся на грани или даже ниже рентабельности — чтобы укрепиться на зарубежном рынке.
Импортная техника — это одновременно и вызов, и стимул для развития. Да, она создаёт жёсткую конкурентную среду. Но с другой стороны, она задаёт высокие стандарты качества, технологичности и сервиса, заставляя нас активно работать над улучшением этих параметров.
Наша задача — сделать отечественную технику настолько конкурентоспособной, чтобы потребитель сознательно выбирал её за лучшее соотношение цены, качества и доступности сервиса. Проблема не в наличии импорта, а в создании для российского производителя равных и справедливых условий конкуренции. Государственная поддержка отечественного сельхозмашиностроения — это не просто экономическая необходимость, это инвестиция в суверенитет. Ведь это значит — опора на собственные ресурсы, и налоговые поступления в собственный бюджет.
Ваш рецепт выхода отрасли из кризиса? Что нужно делать?
Рецепт комплексный и требует совместных усилий бизнеса и государства. Чтобы изменить ситуацию, необходимо:
· Предоставить российским производителям специализированной техники льготы, аналогичные тем, что действуют в других стратегических отраслях;
· Выделять гранты на организацию производства комплектующих в России;
· Внедрять дополнительные механизмы, которые сделают покупку отечественной техники более выгодной
· Защищать рынок с помощью продуманного технического регулирования;
· Стимулировать приток квалифицированных кадров на предприятия.
- Программы по техперевооружению заводов
- Главное — платежеспособность покупателя, вплоть до внедрения системы государственных закупок зерна и другой продукции растениеводства и животноводства.