Как сообщает агентство Platts, участники рынка заявили, что азиатский рынок морских перевозок металлургического угля может снизиться в оставшейся части первого квартала 2026 года на фоне стабильного спроса со стороны Индии и замедления покупательской активности Китая, несмотря на то, что начало нового года ознаменовалось повышенной влажностью в Австралии, нарушающей поставки.
Цены на азиатский морской рынок металлургического угля начали первый квартал на более устойчивой основе, поскольку сильные дожди в Квинсленде, форс-мажорные обстоятельства и сбои в работе портов/логистики сокращают краткосрочную доступность спотового угля в течение января и, возможно, до февраля.
Это совпало с ожиданиями трейдеров относительно потребностей Индии в пополнении запасов, что способствовало укреплению цен с четвертого квартала 2025 года до первого квартала.
Цены на высококачественный твердый коксующийся уголь в основном оставались стабильными в течение октября и ноября, но начали укрепляться к концу декабря, поскольку опасения по поводу предложения из-за непогоды усилили неопределенность на рынке.
По оценке Platts, премиальный низкообъемный твердый коксующийся уголь по итогам четвертого квартала 2025 года составил 218 долл./т на условиях FOB Австралия 31 декабря 2025 года, что на 27,8 долл./т выше, чем в начале квартала.
Индекс Platts PLV CFR Китай вырос на 18,5 долл./т с конца третьего квартала 2025 года до 205,5 долл./т на 31 декабря 2025 года, чему способствовали более устойчивые фундаментальные показатели внутреннего предложения угля в Китае и периодический интерес китайских покупателей со стороны арбитражных трейдеров в портах.
Более умеренный рост индекса PLV CFR Китай вновь увеличил разрыв в цене с эталонным показателем FOB Австралия, достигнув минус 13 долл./т на 31 декабря, уровня, который последний раз наблюдался 14 июля, когда восстановился спрос на морские перевозки в Китае, как показали данные Platts.
Способность и готовность Китая платить за морские перевозки по-прежнему сдерживались слабыми показателями рентабельности китайской стали и ослаблением рынка в декабре, вызванным падением цен на внутреннем рынке кокса, где произошло три последовательных снижения цен на общую сумму 150-165 юаней/тонну, сообщили участники рынка.
Более сильные, чем обычно, осадки в Австралии стали доминирующим фактором.
С декабря ситуация с поставками коксующегося угля в Австралию вышла на первый план в центре внимания рынка, поскольку горнодобывающие компании заняли более осторожную позицию в отношении спотовых продаж на фоне ранней дождливой погоды в ключевых угольных регионах Квинсленда.
В начале января бывший тропический циклон Коджи принес повсеместные дожди и наводнения на горнодобывающие предприятия в северном и центральном Квинсленде Австралии, что вынудило несколько горнодобывающих компаний и портовые службы в угольном терминале Далримпл-Бей объявить форс-мажорные обстоятельства. Шахта Carborough Downs компании Fitzroy, шахты South Walker Creek, Poitrel и Isaac Downs компании Stanmore, а также Olive Downs компании Pembroke были вынуждены объявить о форс-мажорных обстоятельствах в связи с проблемами поставок, логистики и добычи.
«В январе австралийские поставки сократились из-за форс-мажорных обстоятельств и инцидентов, связанных с погодой, что может поддерживать высокие цены в первом квартале», — считают аналитики CERA из S&P Global Energy.
Хотя исторически сложилось так, что перебои в поставках, вызванные сезоном дождей и циклонов в Австралии, поддерживают цены на коксующийся уголь в первом квартале, более сильные, чем обычно, дожди в 2026 году вызвали опасения на рынке.
По данным Австралийского метеорологического бюро, на станции аэропорта Моранба по состоянию на 17 января выпало 229,6 мм осадков, что превысило общее количество осадков, зарегистрированное в январе с 2012 года.
«В большинстве шахт вода в карьерах, доступ возможен только к верхним пластам, которые, как правило, содержат уголь более низкого качества — поэтому даже после возобновления добычи мы можем наблюдать снижение качества высококачественного угля», — сказал один из пострадавших австралийских шахтеров.
Более того, из-за опасений по поводу поставок и логистических задержек, различные региональные торговые источники ожидают, что последствия затянутся до февраля.
Резкий рост цен на уголь также обеспокоил конечных потребителей, поскольку цены на сталь и кокс отставали от показателей предыдущего квартала, но один из шахтеров сказал, что восходящий тренд может быть кратковременным.
«Рост будет кратковременным, и в конечном итоге цены достигнут потолка», — сказал второй пострадавший источник из шахтера. «Рентабельность заводов не улучшается. Хотя я думаю, что коррекция в сторону снижения может быть не такой резкой, как в прошлом, и вместо этого будет поддержана ожидаемым более медленным восстановлением объемов поставок».
Отдельно некоторые региональные покупатели выразили надежду, что альтернативные источники поставок могут частично помочь в преодолении временного дефицита австралийских поставок.
Источник из Юго-Восточной Азии сообщил, что вариантов поставок стало больше, чем в предыдущие годы, благодаря доступности канадского угля, грузов из зон свободной торговли Китая и увеличению поставок индонезийского кокса в качестве альтернативы.
В центре внимания — спрос на уголь в Индии, который во многом зависит от поставок кокса.
В первом квартале спрос на уголь в Индии оправдал ожидания, что во многом объясняется отказом страны от системы квот на импорт кокса, действовавшей до 2025 года, и введением антидемпинговых пошлин в 2026 году.
Система квот была введена в начале 2025 года для защиты отечественных производителей кокса от более конкурентоспособных цен на импорт.
Антидемпинговые пошлины на кокс в 2026 году нацелены на импорт по происхождению, при этом ставка в размере 82,75 долл. США/тонна взимается с индонезийского кокса, крупнейшего конкурента на внутреннем рынке Индии.
По данным Platts, в четвертом квартале было совершено пять сделок с индонезийским коксом марки 65/63 CSR, по сравнению с одной сделкой в третьем квартале.
По данным Platts, торговая активность была обусловлена ожиданием замены индийской системы импортных квот, при этом цены на грузы составляли от 203 до 220 долларов США за тонну на условиях FOB Индонезия.
«Эта [импортная квота в 2025 году] поддержала местный рынок товарного кокса, и даже мы возобновили производство кокса до того, как наши печи были остановлены», — сказал индийский производитель кокса, добавив, что они сомневаются, что новая система подорвет местный рынок, поскольку она увеличивает импортные издержки.
«Но в то же время, поскольку международные цены на уголь растут, это также мешает зарубежным поставщикам кокса снижать свои цены».
Торговые источники указали на выжидательную позицию в отношении потоков кокса в Индию, поскольку склонность рынка к внутреннему или импортному коксу косвенно определит спрос на уголь в Индии и потоки угля в Индонезию.
«Учитывая значительную разницу в ценах, торговые коксохимические заводы и малые и средние сталелитейные комбинаты в Индии, скорее всего, будут отдавать предпочтение импортному коксу перед коксующимся углем, даже с учетом пошлин», — заявил один из индонезийских поставщиков кокса.
https://www.metaltorg.ru/n/9B8529