Эксперименты ряда хозяйств с сокращением доли пшеницы и подсолнечника на 10% ситуацию существенно не изменят
Около 4,8 млн га предстоит засеять озимыми аграриям Ростовской области, Краснодарского края и Адыгеи под урожай 2026 года. Объем и структура сева существенных изменений к прошлому сезону не претерпели. Так, в Ростовской области, из 2,8 млн га 2,4 млн составляет пшеница, на Кубани под озимые культуры отведено 1,8 млн га, из которых на пшеницу приходится свыше 1,6 млн га. Под весенний сев участники рынка дают пока более осторожные прогнозы, но и здесь значительных перемен не ожидают.
От монокультур не уйти
Определяющие аграрную экономику Юга монокультуры — пшеница и подсолнечник — в последние два сезона показывают снижение урожайности. Погодные аномалии сказываются и на качестве продукции. В этом году, например, существенно снизилась масличность семян подсолнечника. По оценке директора аналитической компании «СовЭкон» Андрея Сизова, на фоне неурожая растениеводческие хозяйства части южных регионов покажут по итогам текущего года близкую к нулю или отрицательную рентабельность.
По словам генерального директора АО «Учхоз Зерновое» Владимира Абрамова, ряд хозяйств Ростовской области планируют снизить под урожай 2026 года посевные площади озимой пшеницы и подсолнечника на 10%, но принципиально это структуру не изменит.
«Топчемся на озимой культуре и на подсолнечнике, от них никуда не уйти. Будем продолжать сеять, поскольку они подходят под наш климат и наши почвы, кроме того, их можно продавать на внутреннем рынке и за рубежом», — отмечает он.
Как отметил директор зернового союза сельхозпроизводителей Ростовской области (ЗСС РО) Анатолий Кольчик, ситуация на рынке требует сокращения посевов пшеницы в связи с ее убыточностью, но подавляющее большинство аграриев на это не пойдет.
«Цены на пшеницу продолжают снижаться, а себестоимость производства выросла, затраты непомерно высокие, особенно на фоне снижения урожая. Но по оперативной информации донского минсельхозпрода, больших изменений по посевам на 2026 год нет, по подсолнечнику пока сложно сказать. В принципе, посеять можно любую культуру, вопрос в том, что это даст. Средние и малые агрохозяйства, фермеры на эксперименты с площадями точно не пойдут. Зачем им рисковать, выращивая культуры, которые потом сложно продать?», — задается вопросом представитель зернового союза.
Уйти от доминирующей в севообороте пшеницы мешает, в том числе, стагнация мышления у аграриев, считает руководитель ассоциации «Народный фермер Адыгеи» Тимур Тес.
«Понятно, что это самая очевидная культура и площади после нее достаточно чистые. Поэтому, даже на фоне снижения рентабельности сельхозпроизводители продолжают на нее ориентироваться и дальше готовы затягивать пояса», — прокомментировал эксперт.
По его словам, проблемы агросектора более фундаментальны, чем маржа по тем или иным культурам, поскольку в целом доходность растениеводческого бизнеса стабильно снижается в последние годы.
«Рентабельность падает в связи с удорожанием факторов производства. Цены на рынке растут параллельно удорожанию себестоимости, но появляются все новые сборы, например утильсбор, которые негативно отражаются на сельхозпроизводителях», — объяснил руководитель объединения фермеров.
Стратегия агрохолдингов: доходные культуры компенсируют менее рентабельные
Крупные агрохолдинги также заявляют, в основном, о сохранении структуры площадей под будущий урожай. Предприятия «Агрокомплекса им. Н.И. Ткачева» в 2025 году собрали 2,2 млн т зерновых и зернобобовых культур, в том числе 2 млн т зерна озимой пшеницы. Общее снижение урожая зерновых составило 8% к прошлому году, пшеницы — на 7% или на 160 тыс. т.
План сева озимых в «Агрокомплексе» остался на уровне прошлого года, меняться будет лишь доля семян отечественной селекции.
«Сеем только зерновые колосовые культуры, как и в прошлом году, пшеницу — на площади 460 тыс. га, ячмень — на 25 тыс. га. Под озимые сельхозкультуры из года в год используем только семена российской селекции. Весной планируем увеличивать долю отечественных семян для сева яровых культур — сахарной свеклы, кукурузы, подсолнечника», — отметил представитель компании.
В структуре посевных площадей ГК «Прогресс Агро» под урожай 2025 года наибольшую долю занимали озимые зерновые — около 41% или 56 тысяч га. На основные технические культуры (кукуруза, соя и сахарная свекла) приходилось примерно по 13% площадей, то есть по 15 тыс. га. Площадь под подсолнечником составляла около 5% — свыше 6 тыс. га. Под урожай 2026 года данная структура сохранится, заявили в агрокомпании.
«Если не учитывать кормовые и экспериментальные культуры, мы по-прежнему придерживаемся семипольного севооборота [система севооборота с разделением посевной площади на семь участков — прим. ред. РБК Ростов]. Его соблюдение позволяет рационально использовать пахотные земли и сбалансировать экономику хозяйств: доходные культуры компенсируют менее рентабельные, обеспечивая устойчивость всей системы. В текущем году озимые зерновые показали урожайность на уровне 64 ц/га — немного ниже прошлогодних показателей, но при этом качество зерна улучшилось. Аномальная летняя засуха отразилась на технических и пропашных культурах, урожай подсолнечника и кукурузы снизился на 10—15%. В то же время урожайность сахарной свеклы выросла примерно на 30%, что позволило компенсировать потери по другим направлениям», — рассказал представитель «Прогресс Агро».
Компания рассматривает возможности расширения посевных площадей за счет приобретения новых активов, в том числе за пределами юга РФ. Это позволит диверсифицировать риски, связанные с погодными аномалиями.
В агрохолдинге «Степь» оценка структуры севооборота проводится несколько раз в год с учетом климатических и рыночных факторов. По словам гендиректора компании Андрея Недужко, в новом сезоне структура существенных изменений не претерпела, поскольку показывает эффективность даже при неблагоприятных погодных условиях. Более 50% посевных площадей в хозяйствах агрохолдинга занимает озимая пшеница, на масличные приходится свыше 10%.
В 2025 году урожайность большинства зерновых и масличных культур в «Степи» снизилась на 15% относительно плановых показателей, однако в холдинге отмечают их высокую рентабельность.
«Подсолнечник показал свою устойчивость к южной засухе и продолжает лидировать по доходности среди масличных культур. Высокую рентабельность показывают также соя и рапс. Сегодня рапсовый шрот не облагается экспортными пошлинами, поэтому есть все предпосылки для расширения его популярности в новом сезоне. Кроме того, рапсовый и соевый шрот — востребованные кормовые добавки для сельхозживотных», — рассказал руководитель агрокомпании.
В «Прогресс Агро» основными масличными культурами являются соя и крупноплодный кондитерский подсолнечник. В этом году средняя урожайность кондитерского подсолнечника составила 19 ц/га, что на 15% ниже плана.
«Ценовая динамика на рынке остается благоприятной: кондитерский подсолнечник показывает стабильно высокую цену, которая в настоящий момент превышает 100 тыс. руб. за 1 т. Благодаря этому культура сохраняет высокую маржинальность, особенно на фоне волатильности цен на масличный подсолнечник», — отмечают в компании.
Нишевое растениеводство
В настоящее время в условиях падения урожайности на юге РФ крупные игроки агрорынка наряду со средними и мелкими хозяйствами ищут способы заработать на растениеводческих проектах. Так, агрохолдинг «Степь» увеличил площади под горох на 10%. По данным компании, по валовому сбору гороха в этом году удалось выйти на плановые показатели, однако цены на него упали на 20%, в том числе, на фоне ожидаемого рекордного урожая в стране.
Попытки заместить основные культуры нишевыми руководитель АО «Учхоз Зерновое» Владимир Абрамов оценивает критически и называет самообманом.
«Пробовать можно различные нишевые культуры — бобовые, лен, рапс и прочие, но накормить ими страну не получится и экономика этих проектов слабая. Нутом мы занимались, эта культура в нашей стране никому не нужна, только на экспорт. Пять лет выращивали, в итоге кроме убытков ничего не получили, еще и поля засорились. Если говорить о горохе, то он также не пользуется особым спросом внутри страны, при этом дорогой в производстве — семена, необходимость три раза гербицидить, обрабатывать посевы», — комментирует он.
Как сообщал РБК Ростов, в конце лета 2025 года на Дону в тестовом режиме был запущен завод по переработке льна, который станет крупнейшим в Европе и сможет перерабатывать почти 150 тыс. т сырья ежегодно.
По мнению Владимира Абрамова, надежды сельхозпроизводителей на эту культуру также не слишком обоснованы.
«100-150 тыс. т. — это капля в море, кроме того, из-за конкуренции между растениеводами закупочные цены, вероятно, будут крайне низкими. Вообще, лен — это не южная культура, она распространена в центральных регионах, но и там урожайность 5-8 ц/га, при этом много потерь из-за нехватки хорошей, а потому дорогой уборочной техники», — говорит он.
Анатолий Кольчик одной из проблем нишевых культур считает ограниченные возможности сбыта. По его словам, сначала нужно определить по ним рынки, а потом выращивать.
«По своему опыту знаю — выращивали лен, семена потом продавали по три года. Похожая ситуация была и с кориандром», — рассказывает он.
В Адыгее нишевые культуры постепенно набирают популярность, хотя по-прежнему серьезного влияния на структуру посевов не оказывают, отметил Тимур Тес.
«Есть хозяйства, которые научились выращивать и продавать бобовые — нут, фасоль, горох. В регионе работают и крупные заготовительные конторы, которые готовы заключать договоры на определенные объемы и закупать продукцию. Тот же нут пользуется популярностью в арабских странах, Турции, которые не вводили санкции против российского пищепрома, он легко туда уйдет», — сообщил фермер.
Другое направление развития в регионе связано с овощами открытого грунта. Агрохозяйства не только используют современные технологии при высевании и выращивании, но и стремятся развивать переработку. Основные сложности в этом сегменте руководитель ассоциации «Народный фермер Адыгеи» связывает с дефицитом квалифицированных кадров. Агроном открытого грунта — это отдельная специализация, при этом грамотных специалистов не хватает, а их зарплаты в регионе начинаются от 200 тыс. руб. в месяц.
По оценке Теса, рентабельность бобовых культур, минимум, вдвое выше, чем пшеницы, овощей открытого грунта — в три и более раз.
«Тем не менее, просто перейти на эти культуры не получится — нужно готовить под них землю, поскольку почва, где использовались глифосатные гербициды, не подходит. Плюс, здесь свои особенности по вредителям и болезням, то есть нужны соответствующие средства защиты. Все это нужно четко себе представлять перед тем, как занимать ту или иную нишу», — заключил эксперт.
https://www.furazh.ru/n/15883