Петербургский тракторный завод (входит в ГК «Кировский завод») в последние годы столкнулся с существенным падением спроса на сельскохозяйственную технику. Это негативно сказалось как на объемах производства, так и на инвестиционной программе предприятия. Но даже в таких условиях группа ищет новые точки роста — инвестирует в локализацию комплектующих, а также готовится к выпуску нового вида продукции — интегрального трактора. В интервью изданию «Ведомости Северо-Запад» генеральный директор ГК «Кировский завод» Сергей Серебряков рассказал, какие меры поддержки могут помочь производителям сельхозтехники.
— С начала года в России резко снизилось производство сельскохозяйственной техники: аграрии ее не покупают. Как в связи с этим обстоят дела на Петербургском тракторном заводе?
— Покупают по-прежнему, но значительно меньше, чем им сейчас необходимо. Мы уже лет десять назад создали и развиваем аналитическую модель, которая демонстрирует зависимость рынка сельхозтехники от доходности аграриев. Наш анализ системно учитывает комплекс различных факторов: и сезонные цены на зерно, и затраты на единицу выращенной продукции, и меры господдержки, и динамику изменений инвестиционного финансирования, и объемы переходящих остатков урожая. Поэтому сценарии развития рынка для нас предсказуемы. И в данном случае мы заранее приняли меры для адаптации. Еще прошлым летом осуществили структурные изменения в затратах и откорректировали производственные процессы, а также провели большую работу по технологической кооперации с другими предприятиями. Поэтому в 2025 г. вошли подготовленными. По текущим оценкам, объем выпуска сельскохозяйственных энергонасыщенных тракторов в 2025 г. сократится на 20-25%, что немного лучше общерыночных тенденций. Для сравнения: в 2024 г. было реализовано 2800 единиц техники, что ниже показателей предыдущих лет, но выше средне пятилетних показателей.
— В чем заключаются причины столь значительного падения спроса?
- Их достаточно много, но основные и определяющие климат в отрасли — две. Первая — доходы аграриев, особенно среди растениеводов, на протяжении последних четырех лет неуклонно снижаются. А цены на посевной материал, удобрения, топливо растут. В результате рентабельность значительно упала. Даже на черноземах ее уровня недостаточно для гарантированного и стабильного ведения хозяйства. А в большинстве российских регионов плодородие почвы и климатические условия много сложнее. Вторая причина— жесткая кредитно-финансовая политика Центрального банка России. Наше сельское хозяйство всегда работало в условиях льготного финансирования как оборотных кредитов, так и инвестиционных. Но последние решения ЦБ привели к тому, что и сами льготные кредиты в сельхозотрасли значительно подорожали, и выдают их редко. Сейчас это буквально единичные случаи.
— Какие меры поддержки могли бы вернуть спрос на сельскохозяйственную технику?
— Министерства реагируют, работаем над проблемами вместе, и Правительство РФ тоже принимает антикризисные меры. Введенные с апреля 2025 г. программы льготного лизинга через Дом.рф и Росагролизинг — важный шаг, но пока мы находимся в самом начале внедрения новых мер поддержки. Результаты будем подводить позднее, но вектор работы министерств сейчас верный. Важно, чтобы реализация этого комплекса мер была слаженной, четкой и эффективной [финансовый объем программы Дом.рф — 330 млрд руб. до 2030 г. — «Ведомости»].
— А прежняя программа субсидирования сельхозтехники — как вы можете оценить ее вклад?
— Субсидирование цен на технику — не панацея. Практикой доказано, что если доходность аграриев падает, то такие программы дают практически нулевой эффект. И в этом году программа работает, и она еще не исчерпана, и финансирование не выбрано. Кроме того, к ней добавляется довольно значительная часть региональных субсидий, которые порой доходят до половины стоимости машины. И заводы также дают скидки и рассрочки. Но очередей из покупателей нет. Вместе с тем, программа полезна тем, что формирует дополнительную доходность, и для отрасли это хорошо.
Если говорить о государственных программах поддержки сбыта, то главным приоритетом должны стать поддержка инвестиций, развитие доступного инвестиционного кредитования и долгосрочных лизинговых программ. Кроме того, необходимо провести скрупулезный анализ прямой и косвенной фискальной нагрузки на аграриев, экспортных пошлин на зерно и налоговой нагрузки. Реализация этих мер создаст устойчивый инвестиционный спрос на технику, а не точечные всплески активности. Думаю, пришло время спокойно провести серьезную ревизию данных вопросов по регулированию отрасли и принять соответствующие решения.
Повторю, что, по сути, надо решить две главные задачи: повысить доходность аграриев и инвестиционный климат. Если они будут решены, то ситуация сразу изменится. И это станет долгосрочным трендом развития как АПК, так и сельхозмашиностроения.
Подписывайтесь на «Ведомости. Северо-Запад» в Telegram
— Как общая ситуация сказывается на инвестиционной программе ПТЗ? Отказались ли вы от каких-то проектов?
— Инвестиционная стратегия завода рассчитана на пятилетнюю перспективу и остается неизменной. В текущем году завершается строительство цеха тяжелых трансмиссий с бюджетом в 15 млрд руб. — оборудование уже установлено, идут пуско-наладочные работы. В этом году запущено производство грейдеров, также реализованы все программы дальнейшей модернизации и улучшений тракторов седьмой и пятой серии, проводим тестирование новых трансмиссий. Следующий этап — разработка интегрального трактора, проект которого стартовал несколько лет назад. Мы фокусируемся на создании технологических решений, обеспечивающих долгосрочную конкурентоспособность.
— Чем он будет отличаться от уже существующей линейки? Какой объем инвестиций потребуется для его реализации?
— Подобные тракторы в СССР делали на Липецком и Харьковском заводах. Теперь их производят только за рубежом. Если не углубляться в инженерные тонкости, то суть в том, что машина сочетает решения классической и модульной конструкции. Колеса одинаковой величины, поворачиваются и передние, и задние. Это мощный универсал, с широкими возможностями применения и в овощеводстве, и в животноводстве, и в регионах с особыми климатическими условиями. Мы расширим географию использования наших тракторов, в том числе для экспорта.
На создание и запуск в серию трактора К-6 надо несколько лет. Потом тестирование, совершенствование и изменение конструкций. Параллельно сформируем дополнительные мощности под производство, что станет следующим этапом развития завода. Общий объем инвестиций превысит 10 млрд руб.
«Кировский завод» первым в России планирует запустить производство интегральных тракторов
Бизнес
— В прошлом году был анонсирован выпуск комбайнов в кооперации с белорусским производителем «Гомсельмаш». Как сейчас развивается этот проект?
— В рамках сотрудничества собрана опытная партия из 10 машин на базе гомельских машинокомплектов. Сейчас анализируются возможности локализации и масштабирования производства с учетом требований Постановления № 719 («О подтверждении производства российской промышленной продукции»). Решение о дальнейших шагах будет принято по итогам оценки технологических и финансовых параметров.
— ПТЗ также сообщал о запуске производства грейдеров в 2024 г. Уже перешли к серийному выпуску?
— Машина действительно создана, доведена до ума и запущена в производство. Из первых заказчиков — компании дорожного строительства и нефтегазового сектора, где наблюдается высокая потребность в замене импортной техники. И здесь хороший потенциал для роста поставок.
— Вы много уделяете внимание вопросу локализации производства комплектующих в периметре Кировского завода. В тракторах и другой технике еще остались зарубежные элементы?
— Уровень локализации нашей продукции стабильно превышает 97%. Из иностранных компонентов сохраняются только гидравлические системы и двигатели мощностью 460 л.с. Однако уже в ближайшей перспективе Тутаевский моторный завод в Ярославской области планирует начать выпуск аналогичных двигателей. Российские поставщики демонстрируют значительный прогресс в качестве и технологиях, что способствует снижению зависимости отрасли от импорта.
— На ПМЭФ-2024 ПТЗ заключил соглашение с Донецкой Народной Республикой о создании производства комплектующих. На каком этапе реализации находится этот проект?
— Сейчас ведется анализ производственных мощностей ДНР и их соответствия нашим требованиям. Совместно с коллегами из республики изучаем номенклатуру компонентов, которые могут выпускаться на их площадках. Проект требует взвешенного подхода, учитывая как кадровые особенности региона, так и технологические возможности. Окончательное решение будет принято по итогам детальных переговоров, которые планируем завершить к июлю.
— Много лет ведется сотрудничество с Cognitive Pilot по созданию трактора с системой автопилотирования. Как развивается этот проект? Удалось ли выйти за пределы опытно-промышленной партии?
— Проект находится на стадии активной доработки. В 2024 г. выпущено около 200 машин с системами автопилотирования, для которых разработано более десяти обновлений программного обеспечения. Наша цель — достичь полной автономности, что позволит исключить человеческий фактор при обработке полей. Уже сегодня такие машины демонстрируют повышенную эффективность за счет точности операций, минимизируя перерасход ресурсов. Наша цель — автономность трактора, чтобы он мог обрабатывать поля без водителя в кабине. Да, это не фантастика, а инженерно решаемая задача. Мы сталкиваемся с разными новыми вызовами, преодолеваем их и критики становится заметно меньше. Замечательно, что в России в сфере высоких инноваций есть талантливые трудовые коллективы.
— Как стоимость таких тракторов влияет на их спрос?
— Повышение цены компенсируется снижением полевых издержек. Например, автономные системы исключают перекрытие обрабатываемых участков, что при масштабах в 10 000 га экономит до 18% времени, топлива и семян. Умные системы берут на себя функции водителей и контролируют обработку почвы за счет спутниковой навигации и с помощью машинного зрения. Это долгосрочные инвестиции в рентабельность сельхозпредприятий, где ключевым фактором становится не первоначальная стоимость, а совокупная эффективность. И у таких систем очень большой потенциал.
— Залог качества выпускаемой продукции — возможность конкурировать на мировом рынке. ПТЗ поставлял значительную долю тракторов в США, Европу и Австралию. С 2022 г. был взят курс на поиск новых рынков сбыта. В какие страны сегодня идет основной экспорт техники?
— В прошлом году поставили 201 машину на экспорт. Основные рынки сбыта — Белоруссия, Казахстан, ряд других стран СНГ с большими картами полей. Были тестовые поставки и в Африку, но наши сегодняшние модели там требуют адаптации под специфику местных условий — например, уменьшения габаритов. Перспективный К-6, кстати, подойдет лучше для их условий. И, я думаю, не так далеко то время, когда этот замечательный Кировец нового поколения будет трудиться на нивах всех континентов.
Новости по теме: Ивановским аграриям компенсируют часть затрат на приобретенную за собственные средства технику Минфин предложил освободить сельхозтехнику от транспортного налога Челябинское предприятие «Трактор» сокращает производство и рабочую неделю Перенос утильсбора даст «Ростсельмашу» около 25 млрд рублей на нормализацию ситуации — Минпромторг АККОР попросила правительство помочь с доступностью аграриям сельхозтехники https://www.zol.ru/n/3EB5F