Проектная мощность терминала по перевалке жидких и сухих удобрений — 14 млн т, на эту мощность получится выйти в 2026 году, обещают в компании — операторе проекта
Первая очередь терминала «Порт Фавор» по перевалке аммиака была запущена в Ленинградской области в пятницу, 13 декабря. На символическую кнопку запуска площадки нажали губернатор Ленобласти Александр Дрозденко и генеральный директор компании-оператора «Портовый Альянс» Михаил Кузнецов.
Реализация проекта стартовала на ПМЭФ в 2019 году, когда глава Минпромторга Денис Мантуров, гендиректор «Еврохима» Игорь Нечаев и губернатор Дрозденко подписали меморандум о реализации терминала. Первая технологическая линия прошла испытания, получила разрешения, поэтому на терминале стартовала перевалка важнейшего удобрения — аммиака. Линия полностью закрыта, исключает проливы жидкого аммиака и выбросы газа. Автоматика системы позволяет контролировать давление, температуру, параметры работающего оборудования.
Сегодня суточная мощность терминала позволяет переваливать 2,6 тыс. т груза, который доставляется в цистернах. С весны 2025 года прием грузов будет осуществляться также железнодорожным транспортом. Уже в следующем году плановая мощность экспорта аммиака, по прогнозам, достигнет 1 млн т. Возведение специализированного порта продолжается, а итоговые мощности терминала были пересмотрены в процессе строительства, рассказал на открытии терминала гендиректор «Портового Альянса» Михаил Кузнецов. В направлении Усть-Луги уже есть развитая сеть железнодорожного сообщения. К тому же минеральные удобрения — желаемый для перевозки груз, так как он имеет высокую маржинальность. Минеральные удобрения по-прежнему показывают устойчивый рост на рынке железнодорожных перевозок.
Изначально, в 2019 году, планировалось создать объект для перевалки 7 млн т удобрений без учета аммиака. Однако после 2022 года экспорт аммиака через Евросоюз и Украину был приостановлен, что привело к решению увеличить мощности терминала вдвое. В результате возрос и объем инвестиций, который, по словам Кузнецова, теперь составляет 80 млрд руб., а производственная мощность — 14 млн т. Он добавил, что в 2026 году через терминал планируется перевалить 1,5 млн т аммиака, что тем не менее составит лишь половину от экспортного объема России в 2021 году.
Вызовы для отрасли
На фоне дефицита портовых мощностей для экспорта аммиака строительство «Порта Фавор» позволит перезапустить российское производство этого востребованного во всем мире удобрения. Тогда как ранее установки по производству аммиака простаивали, сейчас изготовители смогут восстановить свои объемы. Кроме восстановления позиций новые портовые мощности позволят увеличить как само производство высокомаржинального продукта, так и присутствие на мировых рынках. В последние годы сдерживающим фактором для этого оставался дефицит специализированных морских терминалов.
Дело в том, что до 2022 года Россия экспортировала удобрения как через собственные порты, так и через зарубежные терминалы, включая объекты в Эстонии, Латвии, Бельгии, Нидерландах и других странах. Кроме того, поставки осуществлялись по аммиакопроводу Тольятти — Одесса. По данным Forbes, через порты стран Балтии и Украины ежегодно вывозилось более 4 млн т удобрений.
Балтийское направление выступает теперь ключевым маршрутом для экспорта минеральных удобрений, обеспечивая около трех четвертей от общего объема поставок. Это объясняется его удобством и минимальной протяженностью маршрута от основных пунктов отправки грузов в северо-западном регионе России, включая Усть-Лугу, до рынков сбыта, расположенных по обе стороны Атлантического океана.
Эксперты также сходятся во мнении, что «Порт Фавор» не столкнется с трудностями по загрузке. За 2024 год объем производства удобрений в России вырастет, по оценкам аналитиков, на 9%, до 64 млн т, и этот рост продолжится в 2025 году, сообщал ранее глава Российской ассоциации производителей удобрений Андрей Гурьев. С его точки зрения, рынок страны обеспечен минеральными удобрениями в полном объеме, а значит, будущие объемы произведенного сырья могут пойти в другие страны, например в Индию. Факт роста экспорта подтверждает и гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, дефицит мощностей после запуска «Порта Фавор» фактически перестанет существовать.
«Порт развивается, строится, сегодня открывается первая очередь по перевалке аммиака и активно идет строительство линии по перевалке сухих минеральных удобрений, — сказал, выступая на запуске порта, губернатор Ленобласти Александр Дрозденко. — Это говорит о том, что экономика продолжает развиваться и есть серьезные перспективы для дальнейшего роста». Перевалка сухих видов удобрений начнется позже, в декабре 2025 года, согласно первоначальному плану. Это позволит всеобъемлюще закрыть потребности производителей всех удобрений.
Новости по теме:Президент РАПУ: поставки удобрений в Азию выросли на 60%Первые отгрузки минудобрений с терминала ОТЭКО в порту Тамань планируются партиями 15—30 тыс. тоннПравительство РФ снизило "курсовую" пошлину на экспорт удобренийРФ готова нарастить экспорт минеральной продукции в ИндиюГК «Дело»: Транспортировка минудобрений в контейнерах создает возможности для увеличения экспортаhttps://www.zol.ru/n/3D91D