Существенная доля отечественного рынка удобрений и средств защиты растений (СЗР) традиционно приходится на регионы Южного федерального округа. Продукция активно торгуется на маркетплейсах дилерами, которые не всегда готовы регулировать вопросы безопасности и оригинальности. Участники рынка рассказали РБК Ростов, что законопроект о цифровых платформах поможет избавиться от недобросовестных поставщиков, при этом производители предлагают свои варианты контроля качества.
Требуется живой контакт
По прогнозу Минсельхоза РФ, применение минеральных удобрений в действующем веществе в 2024 году должно составить, в среднем по стране, 5,4 млн тонн, а к 2030 году вырасти до 8,2 млн тонн при оптимистичном сценарии. Объем внесения удобрений уже достиг 65 кг/га, при этом в южных регионах этот показатель выше в 1,3-1,4 раза. Аналогичная ситуация и на рынке СЗР — доля южных регионов в общем объем продаж составляет порядка 22%.
rbc.group Реклама 00:00 00:00 / 01:52 Пропустить рекламу можно через
Объем продаж агрохимии через онлайн-посредников растет не столь значительно, как рынок в целом. Активность здесь проявляют, прежде всего, небольшие дистрибьюторы. Ведущие участники рынка к сделкам на цифровых площадках (ЦП) относятся достаточно скептически.
ЗАО «БиоАгроСервис» поставляет аграриям Юга средства защиты растений, удобрения и семена пропашных культур. По оценке директора по развитию компании Романа Борщева, доля онлайн-продаж на рынке удобрений и СЗР за последние годы выросла минимально.
«Этот сегмент рынка достаточно консервативный. Вы продаете не только препарат, но целый комплекс услуг по доставке, консультированию, сопровождению по сезону, через ЦП сделать это невозможно. Кроме того, многие клиенты настроены на личное общение. Они хотят видеть, с кем работают, удостовериться, что поставщик — не фирма-однодневка», — отмечает он.
Производители СЗР редко сами присутствуют на массовых электронных торговых площадках. В основном, там размещают свои предложения дилеры производителей и субдилеры, говорит генеральный директор АО Фирма «Август» Михаил Данилов.
«Недостаточная активность электронной коммерции при торговле СЗР связана с тем, что это преимущественно работа в B2B, продажа критически важных средств производства, а в бизнес-сегменте серьезные потребители не просто покупают товар, а совершают сделку с конкретным продавцом. Требуется живой контакт, обсуждение, понимание особенностей продукта», — считает эксперт.
Компания «Август» не работает напрямую с массовыми маркетплейсами, а размещает свои предложения только на специализированных электронных площадках, в частности, на Поле.рф. Как отмечает Михаил Данилов, и там продавец не обезличен: покупатель понимает, у кого приобретает продукт, может получить необходимые консультации и постпродажный сервис.
Проблемы с дистрибьюторами
Развитие ЦП увеличивает риски приобретения через посредников контрафакта, контрабанды и просто некачественного товара, заявляют участники рынка. Глава фермерского хозяйства и руководитель ассоциации «Народный фермер Адыгеи» Тимур Тес называет законопроект о цифровых платформах полезным в этом отношении, но считает, что прорыва с его принятием ждать все же не следует.
По словам фермера, основные проблемы на рынке создают мелкие дистрибьюторы, которые не всегда ведут бизнес добросовестно.
«От них достаточно проблем. Поставщики могут, например, не заплатить НДС, а потом налоговая по цепочке приходит с проверкой в хозяйство, которое все свои обязательства выполняет», — отмечает он.
Ассоциация «Народный фермер» помогала решать и вопросы, связанные с качеством приобретаемых на ЦП удобрений и СЗР.
«Дистрибьюторы могут, например, продать старые слежавшиеся удобрения, такие случаи бывали. Опять же, это вопрос добросовестности, а не дефицита товара», — поясняет Тимур Тес.
Как избавиться от контрафакта
Минэкономики РФ в феврале отправило на рассмотрение в аппарат правительства страны очередную версию законопроекта о платформенной экономике. Он поможет избавить рынок удобрений и средств защиты растений от недобросовестных участников, которые работают, прежде всего, на мелких и неспециализированных торговых площадках. Такое мнение РБК Ростов высказал директор по развитию ЗАО «БиоАгроСервис» Роман Борщев.
«У крупных агроагрегаторов, таких, как Поле.рф, механизмы контроля качества продукции отлажены. Что касается мелких торговых площадок, то там сложности возникают — на этих платформах регулирование необходимо. Зачастую на продажу выставляется контрафакт или продукция сомнительного происхождения», — говорит он.
На массовых маркетплейсах можно без труда приобрести похищенную, контрафактную или контрабандную продукцию, причем с этикеткой не только на русском, но на украинском и китайском языках, соглашается Михаил Данилов. Из-за отсутствия системного регулирования вопросов безопасности и оригинальности продукции, которая реализуется на ЦП, компания «Август» рекомендует сельхозпроизводителям приобретать препараты в ее официальных представительствах, а владельцам ЛПХ — в крупных торговых сетях и садовых центрах.
«Притчей во языцех уже стал инсектицид «Тархун» на базе изофенофос-метила — действующего вещества 1-го класса опасности для человека, который в принципе не может быть разрешен для применения по причине токсикологических ограничений, но при этом свободно продается на "Авито"», — недоумевает руководитель компании «Август».
Отслеживать процесс оборота пестицидов и агрохимикатов в РФ призвана запущенная в 2022 году в промышленную эксплуатацию ФГИС «Сатурн». Сведения в систему должны подавать все участники рынка удобрений и СЗР, напоминает Роман Борщев.
«Мы как дистрибьюторы не можем продавать продукцию, срок годности которой истек или закончилась регистрация. Через ФГИС «Сатурн» мы получаем от производителя продукцию с конкретным сроком годности и с указанием культур, на которых ее можно применять. Дальше продукция отписывается в адрес потребителя, а он, в свою очередь, списывает данные препараты на свои поля, согласно фактическому севу и с разрешенными нормами. На специализированных маркетплейсах такая же ситуация — движение товара должно показываться в информационной системе», — поясняет он.
ФГИС не столько контролирует оборот агрохимии, сколько создает серьезные технические и административные барьеры для множества сельхозтоваропроизводителей, преимущественно, представителей малого агробизнеса. Они не имеют возможностей и ресурсов администрировать работу в «Сатурне» и вытесняются из зоны законного оборота как раз на массовые маркетплейсы, уверен Михаил Данилов.
«ФГИС «Сатурн» создает дополнительные проблемы для законных участников оборота СЗР и удобрений, при этом обеспечивает преимущество контрабандистам и продавцам контрафакта, чьим лозунгом в последнее время стала фраза «Покупайте у нас — с нашим товаром «Сатурн» не нужен», — добавляет он.
Глава ассоциации «Народный фермер Адыгеи» Тимур Тес полагает, что ситуация с контролем оборота на рынке средств защиты растений гораздо более запутанная, чем на рынке удобрений.
«Российские компании закупают действующие вещества для СЗР за рубежом. В этой ситуации много вопросов о регистрации и аккредитации данной продукции, проверке технологий и безопасности веществ. Если по СЗР, которые применяются на основных сельскохозяйственных культурах, механизм аккредитации более-менее понятен, то по нишевым или ягодным культурам сертифицированных средств практически нет, но они продаются, в том числе, через маркетплейсы», — рассказывает участник рынка.
Еще одной проблемой является уход из России многих крупных агрохимических компаний.
«Они ушли, а их продукцию дистрибьюторы по-прежнему выставляют на торговых площадках. Это контрафакт или неявное присутствие на рынке?», — задается вопросом фермер.
В «БиоАгроСервисе» не разделяют опасения фермеров о большом количестве контрафакта среди западных брендов СЗР на крупных торговых площадках, работающих в сегменте B2B.
«С российского рынка ушли лишь Corteva и FMC, причем FMC продала российский бизнес топ-менеджменту, который использует этот бренд на рынке совершенно легально. Bayer, BASF и Syngenta остались на рынке, они завозят свою продукцию с китайских заводов, а часть разливают в России», — поясняет Роман Борщев.
Ряд российских производителей СЗР и агрохимии внедряют свои разработки, которые направлены на обеспечение прослеживаемости продукции. Например, компания «Август» разработала систему маркировки каждой единицы товара по стандарту GS1. Под нее были созданы программные продукты и информационный клиентский сервис.
«Оригинальность наших препаратов, продаваемых в крупной потребительской упаковке на маркетплейсах, легко проверить с помощью мобильного приложения или чат-бота в Telegram. Затертый дата-код на канистре будет с высокой вероятностью означать, что продается похищенный товар, а его отсутствие или несоответствие при проверке однозначно свидетельствует о том, что это подделка. К сожалению, понять это можно будет только при получении товара в пункте выдачи», — говорит гендиректор «Августа» Михаил Данилов.
В настоящее время разработанный Минэкономики РФ законопроект о платформенной экономике направлен в правительственную комиссию по проведению административной реформы. Как сообщал РБК Ростов, проект закона предполагает, что сами цифровые площадки возьмут на себя дополнительную ответственность за легальность участников онлайн-торговли и реализуемую продукцию. Планируется, что после принятия закон станет основополагающим для всей цифровой посреднической экономики, включая агробизнес.
Новости по теме: Площадь обработки от сельхозвредителей в 2025г. превысит на Юге 2,7 млн г Ставрополье планирует докупить средства против саранчи Минсельхоз считает необходимым резервирование регионами средств защиты от саранчи Забайкальский край стал лидером по обнаружению запрещенных пестицидов Регистрацию биопестицидов в России надо упростить, считает Сергей Данкверт https://www.zol.ru/n/3DEF8